Невероятно, но актуальные сегодня темы о противостоянии цивилизации и природы, о ценности земной жизни человека и о его мыслях, о потустороннем мире, о возможности бессмертия волновали людей тысячелетия назад – мы можем судить об этом по поэме «Гильгамеш», написанной в древнем Шумере.
О существовании эпоса мир узнал по найденным в конце XIX века в Месопотамии (Ираке) табличкам с клинописью, которую еще полностью не расшифровали. В сказании о Гильгамеше (Бильга-месе) легенда смешивается с историей: Гильгамеш считался сыном земного царя (по другой версии, демона) и богини Нинсур; он был «на две трети богом, на одну треть человеком» – и он, согласно источникам, был правителем реального города-государства Урук, подчинившего себе соседние территории.
Посредством рассказов о поступках Гильгамеша в поэме поднимаются важные философские и нравственные темы.
Гильгамеш – правитель. Деспотизм.
Сильный и могучий Гильгамеш занимался не только обустройством своего государства, но и бесчинствовал со своими дружинниками:
Днями-ночами он с молодцами буйствовал плотью.
Счастья отцовского старцу не оставляя,
Матери не оставляя услады, единственной дщери
Муж за супругу свою и ночью не мог быть спокоен.
Встреча с Энкиду. Природа облагораживает тирана
Народ, доведенный до отчаяния, обратился за помощью к богине Аруру, родоначальнице человечества, с просьбой сотворить подобие Гильгамешу, способного ему противостоять. Так появился воин-дикарь необычайной силы Энкиду, выросший среди зверей. Узнав об Энкиду, Гильгамеш решил с ним сразиться. Подобной схватки еще не было на земле:
Ноги от напряженья в землю ушли по колена.
И земля застонала от боли, какой от рожденья не знала.
Не сумев одержать победу, друг над другом, Гильгамеш и Энкиду решили стать побратимами. Неиспорченный Энкиду, дитя природы, помог Гильгамешу стать лучшим правителем.
Сражение с Хумбабу. Противостояние злу
Гильгамеш предложил Энкиду, страдающему от праздности среди людей, вместе уничтожить чудовищного воина Хумбабу, оберегающего кедровый лес Ливана. Хумбабу был сосредоточением зла, чьи уста были «смерть выдыхающем» пламенем. В трудном сражении воинам-братьям удалось победить Хумбабу, зло было уничтожено. Вечнозеленые кедры были срублены и отправлены в Урук.
Сражение с быком. Смерть Энкиду
Пораженная храбростью Гильгамеша, богиня Иштар захотела стать его женой, но оказалась отвергнутой из-за жестокого обращения со своими прежними возлюбленными. В знак мести она попросила своего отца, Ану, напустить на Гильгамеша и Энкиду ужасного быка. Герои победили и быка. Но по решению богов Энкиду должен был умереть.
Поиски бессмертия. Легенда о потопе
Смерть Энкиду потрясла Гильгамеша, и после долгих страданий и странствий в пустыне он решил пойти в царство мертвых и вернуть Энкиду к жизни. Подземным царством управлял Утнапишти, единственный из смертных, который удостоился чести стать богом после спасения живых во время потопа. Утнапишти призвал Гильгамеша смириться с неизбежностью смерти:
Людям Смерть не дает пощады.
Жизнь конечна
В награду за преданность другу Утнапишти дал Гильгамешу цветок бессмертия. К сожалению, змея утащила этот цветок, и Гильгамешу, как и всем людям, пришлось примириться с мыслью о конечности жизни. Единственное, что может сделать человека бессмертным – это память о его делах.