Вы здесь

Литература эпохи Возрождения

Имена представителей эпохи Возрождения: Данте, Петрарка, Шекспир, Сервантес – знакомы всем. В чем особенность их творчества, почему оно трогает сердца людей в течение шести веков?

Что означает термин « эпоха Возрождения»?

Период Возрождения или Ренессанса (XIV-XVI века) получил свое название за общее стремление просвещенных людей вернуться к истокам европейской культуры – возродить античные традиции. В условиях ослабления власти церкви литература обращается к теме прославления красоты человека, его земной жизни со всеми ее чувствами и переживаниями.

Помимо развития жанров, распространенных в античное время (ораторская проза, трагедия, комедия, поэтическая ода и гимн), новая эпоха способствовала появлению новых жанров и новых стихотворных форм. В прозе это была новелла, плутовской роман, в поэзии – сонет, мадригал, в драматургии – создание театра нового типа.

В какой стране появилась литература Возрождения?

Основные идеи Ренессанса впервые были развиты в Италии, где быстро развивались города, ставшие центром культуры, философии и науки; где пробуждалось национальное самосознание, когда авторы начали писать на итальянском, а не на латинском языке.

Самые яркие представители итальянского Возрождения

Основоположником нового, гуманистического, направления в литературе по праву считается Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» – одно из самых выдающихся произведений мировой литературы. Тема любви, великой и трагической, в поэме Данте сочетается с темами божественных произведений, где показываются чистилище, рай и ад.

Книга стала моральным ориентиром для многих поколений людей в разных странах.

Сонеты Франческо Петрарки вот уже более шести столетий подсказывают влюбленным слова при объяснении своих чувств.

      Средь тысяч женщин лишь одна была,
    Мне сердце поразившая незримо.

Внезапная кончина Лауры, возлюбленной Петрарки, для него не означала конца любви – у любви нет смерти:

         Ты смотришь на меня из темноты
         Моих ночей, придя из дальней дали:
     Твои глаза еще прекрасней стали,
    Не исказила смерть твои черты.

Новеллы в «Декамероне» Боккаччо поражают своим жизнелюбием и оптимизмом. Это рассказы ста людей, описывающих различные жизненные ситуации: смешные и трагические, озорные и серьезные; в центре всех повествований находится человек со своими привычками, причудами, хорошими и плохими поступками.

Рассказчики – это люди нового времени, образованные, обладающие тонкими чувствами, способные сопереживать. В «Декамероне» они противопоставляются миру упадка и разложения.

Возрождение во Франции

Во французской литературе эпохи Возрождения необходимо выделить поэта Пьера Ронсара и писателя Франсуа Рабле. Для Ронсара темы человека и природы были неотделимы; он воспевал красоту мира и счастье любви:

«В твоих объятьях даже смерть желанна!»

          «Пред женской красотой мы все бессильны стали.

      Она сильней богов, людей, огня и стали».

Народная мудрость и «смеховая культура» ярко выражены в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

При явно выраженной пародии на общество, роман проникнут оптимизмом: «человек создан для мира, а не для войны, рожден для радости, для наслаждения всеми плодами и растениями».

Английское Возрождение

Идеи гуманизма в их практическом воплощении ярко показаны в произведении Томаса Мора «Утопия» – жизнь идеального общества на вымышленном острове. Миллионы людей мечтают о таком обществе, построенном на равенстве, справедливости и на гармонии интересов.

Эдмунд Спенсер, принесший в поэзию особую, «спенсерову» строфу, прославлял добродетели и героизм, свободное изображение людских страстей.

Вершиной мировой драматургии являются произведения Шекспира, который в своих пьесах поставил перед человеком вечные вопросы о жизни и ее противоречиях – ответы на эти вопросы человечество пытается найти и сегодня, вновь и вновь обращаясь к Шекспиру, чтобы понять: «Быть или не быть?». Психологические портреты поражают своей глубиной и точностью, а людей нашего времени терзают такие же страсти и чувства, как в «Гамлете» или в «Короле Лире».

Сонеты Шекспира воспевают любовь земную, не воображаемую и не идеализируемую:

 

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

 

Представитель испанского Возрождения

Мигель де Сервантес Сааведра в «Дон-Кихоте Ламанчском» противопоставил человечность главного героя и его готовность служить высоким идеалам миру обмана и жестокости. Дон Кихот стал символом человека Возрождения.

Шесть столетий, прошедших со времени Ренессанса, изменили многое, но и сейчас человек стоит перед такими же проблемами выбора между добром и злом. Литература эпохи Возрождения может помочь в труднейшем поиске ответов на вечные вопросы – в этом ее гениальность.