Русская литература, отличающаяся красочностью и богатством языка, образностью персонажей и философскими размышлениями о смысле жизни, занимает особое место в мировой культуре.
Тысячелетие отделяет нас от того времени, когда в древней Руси появились первые литературные произведения – это было примерно в IX –X вв., во времена Киевской Руси.
Традиционно история становления и развития русской литературы делится на семь периодов:
Существует более подробная периодизация, включающая переломные моменты в истории России; например, отдельно можно выделить литературу времен Петра Великого или литературу военного времени 1941-1945 гг.
Каждый период развития русской литературы имеет своих представителей русской словесности, произведения которых внесли составили золотой фонд русской литературы. Так, в XVIII в. в литературных трудах М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова определена стилистика стихотворных жанров; оды Г. Р. Державина, неологизмы Н. М. Карамзина обогатили русскую литературу.
XIX век назван «золотым» благодаря произведениям В. А. Жуковского, А.С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова и многих других представителей первой половины XIX века, которые возвели на более высокую ступень русское слово и начали создавать произведения, основанные на использовании устного народного творчества.
Признанием заслуг русской литературы можно считать тот факт, что 6 июня, в день рождения А. С. Пушкина, по решению Организации Объединенных Наций во всем мире отмечается день русского языка. В 1971 году по решению ООН праздновалось 150-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского.
Термин «загадочная русская душа» является спорным, но приемлемым. О «загадочной русской душе» заговорили за рубежом во второй половине XIX века, когда там стали популярными произведения И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А. П. Чехова и других. Иностранцы не могли понять, каким образом слово русских писателей способно вызвать душевные переживания и привести к поиску нравственных ориентиров. Зарубежного читателя удивляла и удивляет самоотверженность русских людей и, как выразился Ф. М. Достоевский, их открытость всему миру. Пытаясь понять особенности характера и чувств русского человека, иностранцы вновь и вновь обращаются к русской литературе.
В начале XX века символисты Д. Мережковский, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок, акмеисты и футуристы Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Хлебников стали властителями дум русской молодежи благодаря необычности выразительных средств и отражению непримиримых общественных настроений. Необычайную популярность имели поэты С. Есенин и В. Маяковской. Напевная лирика С. Есенина и рубленые фразы из стихов В. Маяковского являлись противоположностями, отражая противоречивость времени. Эта противоречивость привела к трагическому концу обоих поэтов.
Потрясения революции 1917 года и советский период изменили тематику литературы, что нашло свое отражение в произведениях М. Горького, Д. Фурманова, А. Толстого, А. Фадеева и многих других, пишущих в манере социалистического реализма. Писатели советского периода сумели в своих произведениях коснуться болезненных тем советской истории, как например, М. Шолохов в «Тихом Доне».
Советские писатели вынуждены были работать в условиях строгой цензуры, но это не помешало им создать произведения, ставшие классикой.
Тематику можно разделить на производственную («Время, вперёд!» В Катаева, «Цемент» Ф. Гладкова, «Журбины» В. Кочетова, Г. Николаевой «Битва в пути» Г. Николаевой и другие) и сельскую («Братья и сёстры» Ф. Абрамова, «Последний поклон» В.Астафьева, «Строговы» Г.Маркова «Прощание с Матерой» В.Распутина и другие). Герои этих и многих других произведений честны, преданы стране, хотя и не лишены человеческих слабостей и недостатков, что сближает их с читателем. Героям старались подражать, по их образу старались строить свой жизненный путь, что, в конечном итоге, привело к воспитанию советского патриотизма, воспетого в военной прозе и поэзии (К. Симонов, И. Эренбург, А. Фадеев, Ю. Нагибин и др.)
В период «оттепели» наблюдался небывалый интерес к поэзии благодаря творчеству поэтов, названных «шестидесятниками» (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина и др.).
Так называли литературу, которая печаталась вне цензурного контроля как способ противостояния идеологическому однообразию. За распространение подобной литературы следовало уголовное наказание, тем не менее, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Зияющие высоты», А. Зиновьева, стихи Иосифа Бродского, О. Мандельштама, А. Галича, отпечатанные на ризографе, распространяемые тайно, читали почти все.
Эмигрантская литература («тамиздат), то есть литература русского зарубежья, возникшая после 1917 года, в 1960-е годы была представлена следующими именами: В. Аксенов, В. Войнович, С. Довлатов, Ю. Алешковский, А. Солженицын, Э. Лимонов, А. Галич, И. Бродский, получивший Нобелевскую премию. Несмотря на бурную литературную деятельность за рубежом, об этом периоде жизни они могли сказать словами О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…». К счастью, перестройка вернула нам их произведения.
Литературу в условиях идеологической свободы постсоветского периода отличает разнообразие жанров и видов, поиски новых форм общения с читателем. После отмены цензуры были опубликованы ранее запрещенные произведения («возвращенная литература»). Писатели рубежа XX-XXI вв. стараются отойти от стереотипов и применяют различные стили.
Так, например, В. Пелевин («Поколение Р», «Чапаев и пустота», «Омон Ра») использует сюрреалистичные описания, З. Прилепин («Грех». «Обитель») является представителем неореалистический и военной прозы, Т. Толстая («Кысь») имеет особую манеру повествования, основанную на традициях мифов и поэзии, произведения Алексея Иванова («Сердце пармы», «Географ глобус пропил», «Ненастье») стали феноменом в литературном мире благодаря особой манере подачи материала и острым темам. Список можно продолжить, если учесть, что ежегодно в России выходит около 100 тысяч книг.
Резкая смена политических и общественных ориентиров привела к перекосам в литературе: из изучаемого и издаваемого литературного наследия стали исчезать советские писатели, составляющие ценный пласт литературы в целом. Не отсюда ли пренебрежительное отношение молодого поколения к советскому прошлому?
Русские литературные произведения благодаря своей выразительности вывели Россию в мировое культурное пространство. Описание поисков высокого смысла жизни, живое описание бытовых сцен, поэтизация природы русскими писателями нашли свою миллионную читательскую аудиторию за рубежом.
Русскую литературу называют самой гуманной, считают спасительной в периоды общественных и личностных кризисов, так как она несет свет и надежду. Английский писатель Д. Голсуорси, давая оценку русской литературе, признал: «В вашей литературе нас особенно пленяет правдивость, глубокая и всеобъемлющая терпимость».
Из современных русских писателей на Западе читают Л. Улицкую («Зеленый шатер»), Б. Акунина ("Азазель"), С. Лукьяненко («Ночной дозор»), Е. Водолазкина («Лавр»), Д. Глуховского «Метро 2033»).
Вопрос болезненный для преподавателей литературы и тревожный для общества в целом. В школе учителя принуждают или побуждают читать классику; после окончания школы чтение художественной литературы становится личным делом каждого. Ответ на вопрос, что сейчас читает молодежь, имеет два ответа: оптимистический и пессимистический. Оптимистический основан на предположении, что, приученные к чтению, молодые люди читают и по-новому воспринимают классическую литературу, а также интересуются книжными новинками; пессимистический основан на данных социологов: подавляющее большинство молодых людей почти не берет в руки художественную литературу. Вывод неутешительный: современные российские писатели пока не сумели завладеть умами и сердцами молодежи.