Русские былины

Герои древней Руси знакомы нам по былинам – повествованиям или эпическим песням о жизни и подвигах русских богатырей. Былины появились в IX-XI вв. и распространялись странствующими сказителями.

Что означают термины «былина» и «богатырь»

Термин «былина» был впервые введен в оборот исследователем русского фольклора И. П. Сахаровым в 1839 году; он основан на словах «быть» и «стари́на». Слово «богатырь» произошло от тюркского багадур (батур, батыр – доблестный воин) или от санскритского baghadhara (удачливый). Во всяком случае, оно связано с воинской доблестью.

Художник В.М. Васнецов «Богатыри»

Как можно классифицировать былины и что придает им своеобразие

Великое множество русских былин можно разделить на три части по месту происхождения: киевские, новгородские и общерусские. Своеобразие былин – в их языке, ритмичном, напевном и торжественном, где широко используются сравнения, метафоры, гиперболы. Русский мир в былинах предстает как «светел» и «солнечен» с высокими горами, зелеными долинами, быстрыми реками и темными лесами. Мир меняется при приближении врагов, которые приносят с собой темные тучи и туман, солнце и звезды гаснут. Налицо противопоставление темных и светлых сил; богатыри на стороне добра и света.

О чем рассказывают былины

Главная тема былин – жизнь и подвиги богатырей, рассказанная на фоне примечательных эпизодов русской истории. Установлено, что общее число сюжетов не превышало 100; в основном, они сводились к отражению борьбы с иноземными захватчиками (Илья и Калин) или с чудовищами (Добрыня и змей). Есть сюжеты о сватовстве богатырей (Садко), выделяются также сатирические былины (Дюк Степанович). Самым популярным циклом являются былины о трех богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

Илья Муромец

Илья Муромец – олицетворение силы русского народа, хранитель и защитник земли русской. Первоначально самый могучий богатырь не отличался здоровьем и «сидел сиднем на печи 30 лет и три года» в родном селе Карачарово близ города Мурома. Но однажды в его дом пришли «калики перехожие» (странники) и исцелили его, наделив Илью невиданной силой. Эта сила помогла ему в битве с Соловьем-разбойником, со страшным Идолищем, докучавшим Киеву, с татарским царем Калиной, которому навсегда была закрыта дорога на Киев.

Как видно из описания, Илья Муромец противостоял захватчикам русских земель и защищал веру (Идолище запрещал поминать божье имя)

Добрыня Никитич

Обладая недюжинной силой, Добрыня отличался от других богатырей искусством дипломата, проявляя свое природное «вежество» и часто выступая в роли переговорщика. Его называли змееборцем за победу над Змеем.

Алеша Попович

Самый молодой из тройки прославленных богатырей, Алеша, прозванный «Поповичем» за свое поповское происхождение, не обладал богатырской силой, но отличался хитростью, легкомыслием и веселостью: «не силой возьмет, так хитростью». Былины наделили его и неблаговидными чертами характера: он бывал заносчив и вспыльчив. Но победа Алеши Поповича над Тугарином Змеевичем перевесила все его недостатки. Противоречивый характер Алеши Поповича делал его близким и понятным для народа.

Садко

Былина о Садко это единственная русская былина, где герой попадает в иной мир – подводный. Садко был удалым новгородским молодцем, гусляром. Обидевшись на то, что его перестали приглашать на богатые пиры,  Садко идет на Ильмень - озеро, где его игру на гуслях услышал водяной царь. Очарованный музыкой, морской царь подсказал Садко как разбогатеть с помощью рыбки с золотыми перьями. Садко стал богатым купцом («стал получать барыши великие»), на спор с купцами скупил у них все товары и отправил торговые корабли на море. Морской царь воспрепятствовал продвижению кораблей и потребовал Садко к себе. Садко бросился в воду и услаждал слух царя звуками гуслей. В награду повелитель моря предложил жениться на своей дочери, надеясь, что Садко останется на дне морском. Но Садко, используя подсказки святого Николы, сумел вернуться на берег, отказавшись от соблазнов подводного мира. Для Садко не оказалось ничего более притягательного, чем родная земля.


Художник И.Е. Репин

Дюк Степанович

Одна из версий былин о Дюке Степановиче, сатирическая, рассказывает о прибывшем в Киев из Индии (по другим версиям из Галича или Корелы) богатыре и богаче, который чурается пищи и питья за столом князя Владимира, указывая, что в Индии у него все вкуснее. Дюк Степанович критикует Киев за грязные дороги, сообщая, что у него в Индии дороги покрыты красными коврами. Князю Владимиру нравятся рассказы о заморской стране, но местный богач и щеголь Чурила Пленкович предлагает Дюку состязание по количеству и красоте одежды. Каждый день, к восторгу женской половины Киева, они прохаживались по улицам Киева в новых богатых одеждах. Победил Дюк Степанович, и князь Владимир, провожая гостя с подарками, отправил в Индию дружинников с поручением описать все увиденное в Индии. Вернувшись, дружинники сообщили, что всей бумаги на свете не хватит для описания «богачеств славной Индии».

Былина потешается над тщеславием богатых людей, но показывает гостеприимство русских и их интерес к другим странам.

Какими мы представляем былинных героев в наши дни

Мужественные и сильные фигуры трех богатырей в нашем представлении основаны на картине В. Васнецова «Три богатыря». Красочная былина о Садко стал персонажем картины Репина, вдохновила Римского-Корсакова на создание оперы. Фильм А. Птушко «Илья Муромец» показал мужество русских богатырей при защите Руси; кинокартина того же режиссёра «Садко» завораживала музыкой и красотой подводного мира. Богатырь Василий Буслаев в фильме режиссера Г. Васильева сражался с врагами не только на Руси, но и в Византии. К сожалению, эти фильмы вышли на экран несколько десятилетий назад. Современный зритель видит несколько карикатурные образы богатырей, представленных в целой серии мультфильмов, что может вызвать только сожаление.