Шесть известных сказок были написаны Пушкиным в 1830-е годы, но за два века они не потеряли своей популярности. Некоторые сюжетные элементы из его сказок можно встретить в народных сказках и у других авторов. Но легкий поэтический слог Пушкина делают его сказки уникальными и легко запоминающимися.
Сюжет основан на договоре работника Балды (кстати, «балдой» называли дубину или кувалду, лишь позже это слово стало применяться в отношении неразумного человека) и попа о том, что Балда будет выполнять в хозяйстве попа многочисленные виды работ. Оплата – еда в виде вареной полбы (пшеницы), но раз в год Балда сможет дать «по три щелка» попу по лбу. Из жадности поп согласился на эти условия. Балда исправно нес службу, а поп переживал, думая о скорой расплате: «щелк щелку ведь рознь». С подсказки попадьи поп дал Балде невыполнимое задание: с чертей собрать оброк за три года. Как ни сопротивлялись морские черти, Балда смекалкой и хитростью сумел выманить у них оброк. Попу пришлось подставить свой лоб, но щелчки оказались для него смертельными: «с третьего щелка вышибло ум у старика». Балда произнес с укоризною слова, которые можно воспринимать как мораль сказки: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Сказка была написана в 1830 году, а впервые напечатана в 1840. Но в первом издании везде поп был заменен на купца. Сказка подверглась цензуре со стороны церкви. Без изменений сказка была напечатана только в 1882 году в сборнике сочинений А.С. Пушкина. Причем в сборник вошла как сама сказка, написанная Пушкиным (Том 3 Сборника сочинений), так и сказка послужившая основой для неё.
Грустная сказка не было дописана А.С. Пушкиным. Она о маме-медведихе, которая вышла из леса дремучего с медвежатами погулять. Слова сказки напоминают песнь: медвежата «по муравушке валятися, боротися, кувыркатися». Но пришел мужик с рогатиной и убил медведиху, снял с нее шкуру, а «малых медвежатушек в мешок поклал» и отнес домой жене в подарок.
Трогает описание скорби медведя черно-бурого, оставшегося без жены и детей: «Уж как мне с тобой, моей боярыней, веселой игры не игрывати, … медвежатушек не качати». На скорбь отзываются все лесные звери, пришедшие выразить соболезнования медведю.
Полная чудес и волшебства сказка – о людской черной зависти, способной отправить на гибель молодую мать с ребенком и об их чудесном избавлении. Это сказка о прекрасном городе «с златоглавыми церквами, с теремами и садами», где стал править сын Салтана Гвидон, с женой красавицей, у которой «во лбу звезда горит». Там в хрустальном дворце жила ручная белка, которая «песенки поет да орешки все грызет; а орешки не простые, скорлупы-то золотые». Там стража — «тридцать три богатыря, в чешуе златой горя», выходящие из моря вместе с Черномором.
Конец сказки счастливый: царь Салтан возвращает домой свою жену и сына, а завистливых «ткачиху с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» на радостях простили.
Эта сказка похожа на притчу: бедный старик-рыбак поймал золотую рыбку, которая исполняет желания. Но старик отпустил ее в море, что вызвало негодование его старухи, укорявшую старика, что надо было просить хотя бы новое корыто взамен их разбитого. Пошел старик к синему морю, «стал он кликать золотую рыбку». Приплыла рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Просьба старухи получить новое корыто была выполнена, но ее желания возрастали: она велела просить у золотой рыбки избу, затем звание столбовой дворянки, потом царицы. И каждый раз старик шел к «синему морю», которое в первом случае «слегка разыгралось», а затем становилась все более неспокойным. Наконец, старуха «еще пуще вздурилась» и велела передать рыбке, что хочет быть «владычицей морскою». На этот раз на море разыгралась черная буря, старик не дождался ответа, воротился домой, а «на пороге сидит его старуха, и перед нею разбитое корыто».
Это сказка о наших непомерных амбициях, не всегда соответствующих реальным возможностям.
Эта сказка о желании женщины (мачехи) оставаться всегда молодой, все время вопрошая волшебное зеркало: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». Желание было настолько сильным, что мачеха решила сжить со света подросшую падчерицу, которая стала «милее, румяней и белее», а позже отправить ей отравленное яблоко.
Эта сказка о добре – служанка Чернавка не смогла по приказанию мачехи привязать царевну в лесу и отпустила ее, а семь богатырей, приютив царевну в своем тереме, отнеслись к ней как к сестре.
Эта сказка о силе любви, которая заставила королевича Елисея искать свою невесту по всему свету, обращаясь за помощью к солнцу, месяцу и ветру. Любовь смогла оживить погибшую царевну, лежавшую в хрустальном гробу.
Конец закономерен для сказки: злость и зависть сгубили мачеху, и она умерла. «С невестою своей обвенчался Елисей. И никто с начала мира не видал такого пира».
В отличие от других сказок, в этой почти нет положительных персонажей.
Главный герой, царь Додон, смолоду «соседям то и дело наносил обиды смело». Он забыл о погибших от Шамаханской царицы сыновьях, влюбившись в красавицу. Мудрец и звездочет, когда-то подаривший Додону золотого петушка, предупреждавшего об опасности, просит отдать ему Шамаханскую царицу в качестве обещанной благодарности. В споре Додон ударил старика жезлом по лбу, «тот упал ничком, да и дух вон». Золотой петушок клюнул Додона в темя, и тот умер. «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало».
Эта сказка о том, что зло может выглядеть соблазнительно.
Мораль в сказках Пушкина всегда одна – добро побеждает зло. Исследователи находят в его сказках много христианских символов: цифры «три» и «семь» («Три девицы под окном», «три щелка», «недоимки за три года», «семь богатырей»), число «тридцать три» («тридцать три богатыря», старик жил со своей старухой в ветхой землянке «ровно тридцать лет и три года»). Но лучше просто читать и наслаждаться.