Японская литература

В последнее время книги японских писателей стали необычайно популярными. В чем причины возросшего интереса к литературе далекой восточной страны? Перечислим наиболее очевидные.

Литература Японии привлекает своей историчностью

Японская литература существует уже более тысячи лет, но новые тенденции наслаиваются на старые, не уничтожая их. Первые письменные памятники Японии «Кодзики» и «Нихон секи» (VII-VIII вв.), содержащие сведения по истории страны и предания о богах и мифических героях, дошли до нас почти в неизменном виде; их изучение — это прикосновение к древности. Современная художественная литература Японии в поисках ответов на сегодняшние трудные вопросы старается найти ответы в  героическом и самобытном прошлом страны, ссылаясь на исторические примеры.

Японская литература

Тематика и жанры японских литературных произведений специфичны

Многовековая история литературы японского народа определила многообразие жанров. Для японцев важно все, включая дневники, записки о путешествиях и записи-размышления. Жанры «моногатари» (сказание) и «никки» (дневник) появились в эпоху Хэйан. Эти жанры представлены произведениями X-XI вв.: Мурасаки Сикибу («Гэндзи моногатари» — «Повесть о Гэндзи») и Сэй Сёнагон («Макура-но сосии» — «Записки у изголовья»). Первое произведение описывает жизнь и любовные приключения прекрасного принца «блистательного Гэндзи», умного и талантливого во всем. Второе — это записи придворной дамы на основе ее наблюдений за жизнью императорского двора. Они точны, остроумны и поэтичны, достаточно привести только одну фразу: «Капли росы, сверкающие поздней осенью, как многоцветные драгоценные камни на мелком тростнике в саду». Интересно, что оба автора — женщины. И это в X–XI веках!

«Макура-но сосии» – «Записки у изголовья»

Красочное описание природы

Ощутить климатические особенности японских островов можно и не посещая страну, а только читая книги японских писателей и поэтов, которые передают читателю свое восхищение красотой природы, ярко меняющейся с наступлением нового сезона. Где еще весеннее цветение сакуры (ханами) или любование красными листьями клена осенью приравнено к национальным праздникам и вызывает чувство единения нации?                          

"Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

   Под вишнями в цвету."

(Кобаяси Исса)

Или в какой другой стране имеются «Сады камней», где люди философски и с пониманием необычности момента созерцают камни, песок, воду и деревья ? «Ощущение суровой простоты, необыкновенной чистоты этого сада пленяло души тех, кто пришёл им полюбоваться. Такие эпитеты, как «красивый» или «прекрасный», плохо отразили бы истинную суть Сада камней. Он представлял собой явление духового мира, более высокую эстетическую категорию» ( Ясуси Иноуэ).

японский сад камней

В чем необычность японской прозы и поэзии?

Необычность — в языке, словарь которого богат на выражение эмоций.  Природа языка, где все слова состоят из кратких слогов, оканчивающихся на гласные, одинаковых по длине и ударению, послужила основой создания поэтических коротких форм. В средние века появился танка («короткий стих») — пять строк, в целом составляющих 31 слог. Краткость обеспечивает точность и сжатость выражения чувств.

В XVII веке появился жанр хокку или хайку — трехстишие, в котором 17 слогов. Признанным мастером хайку считается Мацуо Басе (1644—1694). Вот как в переводе выглядит одно из его стихотворений, где в трех строчках передана осенняя грусть и тоска:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко

Осенний вечер.

Японские прозаические произведения часто состоят из очень длинных предложений, отражающих последовательность мыслей авторов, не задумывающихся о сведении отдельных предложений в единую структуру. Полет мысли автора побуждает читателя к внимательному чтению.

японские хокку, хайку

Выдающиеся современные японские писатели

В центре внимания современных писателей Японии стоят нравственные проблемы. Самым популярными писателями, судя по тиражу их книг, являются Харуки Мураками («Хроники Заводной птицы», « Мой любимый sputnik» ), Кобо Абэ («Женщина в песках», «Человек-ящик»), Юкио Мисима («Золотой храм»), лауреат Нобелевской премии Кэндзабуро Оэ  («Эхо небес») и многие другие. Лауреатами Нобелевской премии также стали Кавабата Ясунари («Танцовщица из Идзу) и  Кадзуо Исигуро («Остаток дня», «Не отпускай меня»).

Харуки Мураками: японская литература

Новые виды и жанры японской литературы

Во второй половине XX века мировой литературный рынок заполнили ранобэ — японские романы с иллюстрациями и манга – японские комиксы. Основная целевая аудитория этих жанров — молодое поколение, но тематика рассчитана на  большую читательскую группу, интересующейся многими вопросами — от истории и любовных романов до научной фантастики и экономики. Своих поклонников данные жанры нашли и среди российской молодежи. Из популярных ранобэ можно назвать «Волчицу и пряности» (автор Исуна Хасэкура, иллюстрации Дзю Аякуры), написанную в жанре фэнтэзи. Мангу читают примерно 95 % населения Японии, на мангу переводятся учебники. Например, манга «Наруто» (автор Масаси Кисимото) издана тиражом более 200 миллионов.

Японская манга

Что дает нам знакомство с японской литературой

Японские писатели, независимо от главной темы книги, обязательно затрагивают вопрос о внутренней жизни героев, отражая при этом позицию автора. Сюжет и действия персонажей вторичны, на первом месте находятся эмоциональные переживания героев, что вызывает соответствующие чувства у читателей.

Тематика литературного мира Японии настолько многообразна, что каждый человек найдет для себя то, что соответствует его запросам. Японская проза и поэзия приводят к появлению особого мироощущения, когда мир предстает красочным и гармоничным, а проблемы и несоответствия видны ярче. При этом ощущение мимолетности бытия вызывает не пессимизм, а грусть, которой, оказывается, тоже можно насладиться.

Современная литература Японии