Вы здесь

Мифы древней Индии

Индийские мифы, охватывающие тысячелетия истории, богаты разнообразием сюжетов и количеством персонажей. Начальное представление о древнеиндийской мифологии дает книга гимнов «Ригведа», относящаяся ко II тысячелетию до н.э., где отражено обожествление стихий. Важными источниками мифических представлений являются «Махабхарата» и «Рамаяна», познакомившие нас с наиболее яркими мифами и их героями.

Миф о сотворении мира

Среди всех индийских мифов на эту тему наиболее популярным является вариант о Золотом яйце, которое появилось среди безбрежных вод. Яйцо раскололось, и из него появился бог-творец Брахман, который развел половинки яйца – так появились Небо и Земля. В одиночестве он не испытывал радости и силой мысли решил создать шестерых сыновей, которые и стали прародителями всего: богов, демонов, людей и животных. Потомки сыновей Брахмана создали луну и звезды, ночь и день; Вишну стал богом мирового пространства. Но появились и асуры – враги богов. Борьба между богами и асурами длилась тысячелетия.

Боги

Высших богов было 33 (в некоторых источниках – 333 или даже еще больше). По иерархии они делились на небесных, земных и промежуточных; по свои функциям – на вершителей судеб (жрецы), ответственных за войны и отвечающих за плодородие. Согласно мифам, боги выглядели как люди, но имели дополнительные руки и ноги.

Подвиги бога Индры

Индра, царь богов, бог-громовержец, был любимым сыном матери богов Адити. Обладая могущественной силой, он сражался с демонами и асурами, победил страшного рогатого змея Шушну, из яиц которого плодилось зло. Однажды Шушна поглотил небесную влагу, и только волшебное громовое оружие Индры помогло дождю пролиться над землей. Индра вернул священных коров, лучей зари, похищенных демоническим племенем, и заря и солнце вернулись на небосвод.

Сказание о Смерти

Первоначально смерти не было, и людей стало так много, что Земля попросила Брахму вмешаться: она не могла вселить такое количество людей. Брахма разозлился на людей и стал сжигать человечество, пока за людей не заступился бог Шива. Брахма успокоился, но из его разрушительных мыслей появилась женщина-Смерть, которая должна была уничтожать всех подряд. Смерть начала плакать и молить не поручать ей уничтожение правых и неправых, здоровых и больных. Из ее слез возникли болезни, страсти и пороки, убивающие людей.

Рождение Ганеши. Бог с головой слона

Ганеша – один из самых любимых образов индусов. Согласно легенде, бог Шива не хотел, чтобы у него и его жены Парвати был ребенок. После долгих уговоров и просьб Парвати, Шива в ребенка превратил одежду. Радости Парвати не было предела, она хотела, чтобы с ней радовался весь мир и все видели ее ребенка. Один из посетителей отказался смотреть на ребенка – его прокляла жена, и от его взгляда погибало все. Но Парвати настояла, и посетитель взглянул на ребенка. Голова ребенка упала на пол. Старания Шивы оживить ребенка не увенчались успехом. Боги подсказали, что к телу ребенка можно приставить другую голову – так мальчик оказался с головой слона. Брахма велел упоминать имя Ганеша среди других богов – он стал богом учености и покровителем торговли и предпринимательства.

Развитие мифологии

Во времена распространения буддизма главные божества – Брахма, Вишну и Шива образовали триаду (тримурти), понимаемую как единое божество с тремя лицами. Мифы рассказывают об «аватарах» - различных воплощениях Вишну; появляется бог любви Кама, жена Шивы богиня Кали и многие другие. Мифы переходят в религиозные сказания индуизма.

Читайте также: Хинди