Мифология Кореи

Корейская мифология отражает представления народа о своем происхождении, о своей истории и о родной природе. Источником изучения мифологии, в основном, являются письменные документы. К глубочайшему сожалению собирателей мифов, записанные мифы корейского народа дошли до потомков в разрозненном виде, так как были уничтожены во время войн и завоеваний.

На какие же источники ссылаются исследователи корейской мифологии? Это сборники мифов, которые датируются довольно поздним периодом – XII-XIII веками. Первый сборник, Самгук саги (Исторические записи трех государств), был записан в 1145 году, второй – Самгук юса (Заметки о трех королевствах) – примерно в 1285 году. Первый источник ориентирован на описание политики, второй посвящен истории. Но оба сборника основаны на мифах о событиях, которые сохранились в памяти народа. В этом одна из особенностей корейской мифологии – в ней отражены полуреальные события, то есть реальным событиям придана мифическая окраска. В мифах часто называется время и место действия, многие герои являются персонажами, которые действительно существовали в далеком прошлом.

Главная тема корейской мифологии не отличается от тематики почти всех мифов – это сотворение мира. Особенностью письменной корейской мифологии является меньшее внимание к жизни богов и к идее создания мира, и большее - к жизни легендарных персонажей и предков. Моря, реки и озера, например, в корейской устной интерпретации были созданы не богами, а по велению огромной великанши Халласан, подушкой для которой служили горы. Небесные светила – это земные дети, которые спрятались на небе от тигра.

Основное место в корейской мифологии занимают мифы об Основателях государств; главным среди них является миф о Тангуне. Согласно мифологии, Тангун Ванг, по велению сына Неба по имени Хванун, был рожден от медведицы (медведь считался предком одного из родов корейцев) и тигра, которые получили человеческий облик.

Место рождения земное: гора Тхэбэксан. По другой версии, в Тангуна воплотился бог Ханыль – триединый бог-творец, бог-учитель и бог-правитель. В 2333 году до нашей эры Тангун основал первое корейское государство Ко Чосон. Он стал прародителем корейского народа.

Согласно мифологии, люди имеют вполне земное происхождение. В некоторых местностях Кореи существует версия о появлении земных людей из земной трещины во время землетрясения. Необычное появление отличает героев в корейских мифах: они рождаются либо от союза матери с облаком, которое опустилось на нее, либо с солнечным лучом, озарившем ее, но мать обычно земного, не божественного происхождения.

Разнообразная и красочная природа Кореи дала толчок к появлению мифов о многочисленных духах, которые обитают повсюду и придают природе живой характер. Распространённым персонажем мифов являются драконы, страшные только с виду: они помогают в делах и являются символом власти правителя. Дракон Ен, например, является покровителем Кореи и Японского (Восточного) моря. Драконы Имуги, живущие в пещерах, приносят удачу людям, с которыми они встретятся.

В отличие от драконов демоны корейских мифов – озлобленные существа. Примером может послужить кумихо – девушка-оборотень, принимающая облик лисы с девятью хвостами. Согласно легенде, в кумихо может превратиться лиса, прожившая тысячу лет. Эти существа имеют свойство принимать облик прекрасной женщины, которая при встрече с мужчиной поедает его сердце или печень. Образ кумихо часто воплощается в театральных и кино-постановках.


https://www.instagram.com/explore/tags/구미호/

Отголоски мифических представлений можно найти в современной Корее. Примером этому может послужить культ Земли, которая особо почиталась в земледельческой Корее. В мифах Земля воплощалась как божество Сонан. В обычной жизни Сонан мог принимать форму камня или груды камней. И сейчас в Корее под деревом можно увидеть пирамидки из камней «сонхван-дан», представляющее собой алтарь, где можно обратиться с просьбой к духам.

Другим примером перехода древних верований из мифов в современную жизнь является культ воды. Прародительницей всех цариц, по мифам, являлась богиня воды Мульхальми – обращение к ней требовало проведения процедуры очищения водой. Очистительные ритуалы важны и для современных корейцев.

Из древних мифических времен пришел в сегодняшнюю Корею и ежегодный праздник почитания огня Ёндыньхве – праздник фонарей и огня, являющегося символом жизни.

Мифическое существо Хэчи, ставшее символом Сеула с 2008 года, выглядит как единорог с телом льва. Хэчи любим и почитаем корейцами: он является заступником обиженных, грозой для нечестных чиновников и защитой дома от пожаров. Фигуры Хэчи часто стоят у жилищ корейцев.

Знаете ли Вы, какое животное стало символом Летних Олимпийских игр 1988 года в Сеуле?

Знатоки знают – это тигренок Ходори. Тигр считался посредником между Небом и Землей, символом мужества и необходимым атрибутом героев. Корейцы и сейчас вешают фигурку тигра на дверь как оберег от злых духов.

Персонажи корейской мифологии являются обязательными действующими лицами современных традиционных праздников, например, танцев в масках или народных маскарадов.

Мифы и современность слились воедино в Корее, а название страны Чосон (Страна утренней свежести), пришедшее из древности, подчеркивает связь корейцев с мифическими и полуреальными прародителями

Все корейцы считают себя потомками Тангуна – воплощения неба и священных животных. Со времен первого правителя в Корее было принято почитание стихий, что отражено в национальном флаге Республики Корея: четыре триграммы по углам флага символизируют четыре стихии: небо, землю, огонь и воду (в Северной Корее флаг имеет революционную символику).

Читайте также: корейский язык

Флаг Республики Корея