Русские сказки

Сказки А.С. Пушкина

Краткую и меткую характеристику русским сказкам дал А.С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!». Поэзия русской сказки проявляется в красочном описании фантастического мира, где действуют волшебные силы и живут необыкновенные герои. Но этот нереальный мир основан на мире существующем: «Сказка — ложь, да в ней намек…». Из поступков героев сказок каждый человек найдет себе «урок», подсказывающий как надо строить свою жизнь или вести себя при соответствующих обстоятельствах.

Ученые предполагают, что на Руси сказка возникла в IX-X вв.; ее первооснова — это мифы и народный фольклор. Образы лешего, водяного, говорящих растений и животных, очевидно, появились в то время, когда силы природы обожествлялись. Первоначально для обозначения сказочного повествования употреблялось слово «баснь» или «байка», а «баять» значило рассказывать сказку. Сказки предназначались для развлечения, часто их рассказывали шуты при дворах царей или богачей и скоморохи на площадях. Позже появились сказки с подтекстом: они учили, наставляли или порицали.

Сказочные истории не всегда были почитаемы властями: их запрещали с религиозной точки зрения, рассказчики подвергались гонениям за использование в сказках языческих мотивов. Записывать народные сказки начали в XIX веке; тогда же появились и литературные сказки. Сказочные повествования  В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.Т. Аксакова сделали этот жанр еще более ярким и запоминающимся.

Первую попытку систематизировать сказочные истории были предприняты В. Белинским: он разделил их на богатырские и сатирические. Более распространенной является классификация А. Афанасьева, где основными названы сказки о животных (появились раньше всех), волшебные и бытовые. Мир русской сказки неисчерпаем; он является предметом исследования для многих наук. Филологи подчеркивают богатство языка, историки выявляют в них знания о мире, культурологи — культурные традиции и морально-нравственные ориентиры, философы — глубинный смысл сказок. Так, например, с философской точки зрения, сказка «Теремок» противопоставляет мирное сосуществование (все звери строили теремок и прекрасно в нем уживались) и разрушительную силу (большой и сильный медведь пришел и все поломал). Очевидно, за этим последует строительство нового теремка — на месте старого возникает новое. В одной из версий сказки «Колобок» все звери, с которыми встречается Колобок, откусывают от него по кусочку, лиса проглатывает Колобка, но ему удалось выскочить и проделать обратный путь, на котором он возвращает себе откушенные ранее кусочки. Считается, что приключения Колобка есть не что иное, как описание фаз луны, которая то убывает, то возвращается в полную форму.

Сказочные персонажи бывают противоречивыми. Например, Баба-Яга: она то людоедка, обещающая съесть героя, то помощница, снабжающая героя предметами (клубочек, гребень, полотенце), которые выведут его на нужную дорогу, превратятся в гору или реку для защиты от врага. Образ Кащея (Кощея) Бессмертного исследователи сравнивают со стареющим человеком, которому ничто человеческое не чуждо, и он хочет жениться на молодой и красивой девушке, уничтожая соперников. Яйцо, в котором находилась смерть Кащея, учеными рассматривается как символ жизни.

Знакомые с детства сюжеты и герои сказок иногда вызывают вопросы, на которые трудно найти ответы. Например, в сказке «Курочка-ряба»: снесла курочка золотое яичко, дед и баба били-били золотое яичко, не разбили, а когда мышка разбила его, они начали плакать. Почему? Они же сами хотели разбить яичко! И что означает обещание курочки снести «простое, не золотое» яичко? Некоторые полагают, что золотое яичко в сказке — символ богатства, стремиться к нему — пустое дело (яичко разбилось), надо стремиться к простым вечным ценностям. Есть повод задуматься и над другими сказками.