Все мы родом из детства, наполненного волшебством сказок. Сказки нам читали, рассказывали, сочиняли, и мы погружались в нереальный мир, где животные и растения разговаривают, где феи помогают обездоленным детям, и где зло непременно наказывается.
Сказочные истории произошли от мифов, но в отличие от них, события и сюжеты в сказках редко напоминают реальность. Происхождение слова «сказка» в русском языке от слова «сказать» подчеркивает его начало от устной речи. В некоторых языках это слово является синонимом слова «небылицы».
Вполне возможно, что сказки появились еще в бронзовом веке, когда, например, охотники, желая приукрасить опасности охоты, сочиняли истории о чудовищах, с которыми они встретились, или о препятствиях, которые им пришлось преодолеть. Фантазии древних нашли отражение в более поздних произведениях: сюжету сказки «Красавица и чудовище», записанной братьями Гримм в XVII веке, насчитывается от 2500 до 6000 лет. Невозможно точно определить место появления первой сказочной истории: предположения ученых охватывают практически все материки.
Тематика сказок специфична в разных странах, но есть общие темы, которые варьируются. Например, в мире существует 58 версий сказки о Красной Шапочке: в Китае действует не волк, а тигр; в Иране, где путешествие девочки одной в лесу выглядело бы маловероятным, вместо девочки появляется мальчик. Хотя в литературе больше известна версия, записанная Шарлем Перро, оригинал этой сказки был известен 2600 лет тому назад.
Сказки на основе фольклора, в зависимости от сюжета, можно разделить на следующие виды: о животных, волшебные сказки и бытовые.
Сказки о животных описывают поведение зверей и домашних животных, обитающих в месте происхождения сказки. Животные наделяются человеческими качествами: лиса – хитрая, волк – злой, а медведь часто бывает нерасторопным. Их поступки соизмеримы с поступками человека, сравнение характеристик позволяет людям выявить у себя положительные или отрицательные черты.
В волшебных сказках герой или героиня, пройдя трудный путь испытаний, вознаграждаются за свою храбрость, честность, преданность, и справедливость всегда торжествует.
В бытовых сказках действуют обычные, не сказочные, персонажи, которых обстоятельства заставляют быть изобретательными и предприимчивыми, как например, в сказке «Каша из топора».
Благодаря Ш. Перро и братьям Гримм, которые записали ранее существовавшие сюжеты многих сказок, мы знакомы с «Золушкой», «Котом в сапогах», «Спящей красавицей» (Ш. Перро), «Храбром портняжке», «Бременскими музыкантами» (братья Гримм), а рассказ о Мальчике-с-пальчик имеется и у Перро, и у Гримм.
Позже появились литературные, авторские, сказки. Достаточно упомянуть чудесные сказки Пушкина, Ганса Христиана Андерсена или всемирно известную «Алису в стране чудес» Л. Кэрролла. Историю о рыбаке и рыбке, выполняющей желания, мы знаем по сказке Пушкина, но похожие истории писали и другие авторы-сказочники. Это относится и к сюжету о русалочке Г. Х. Андерсона.
Первоначально сказки создавались не для детей. Дети оказались наиболее восприимчивыми к сказочным историям – так появились сказки, рассчитанные на детскую аудиторию. Малыши легко верят в правдивость мира сказок, они любят преображаться в сказочных героев – сначала в зайчиков и мишек, затем в принцев и принцесс. С ними легко обсуждать мотивы поступков сказочных персонажей, они понимают мораль сказок (например, Колобок стал жертвой своего необдуманного поведения, или Золушка была вознаграждена благодаря своему трудолюбию и доброму характеру, а ее сестры наказаны за злобу и обман). Сказки помогают развивать воображение детей и критически относиться к своим поступкам
.
Сказки бессмертны, они вне времени и вне границ. Ученые считают, что сказки дают нам определенный код, передаваемый из поколения в поколение, с помощью которого человечество выживает. Это информация накапливается и хранится в человеческом мозгу, помогая приспосабливаться к окружающему миру.