Верования славян: пословицы и поговорки
Верования славян: славянские символы
Слово «миф» произошло от греческого слова mythos, имеющего значения «слово», «сказание» или «рассказ». Мифы или предания существуют в каждой культуре, отражая ее ценности, географические и исторические особенности. К примеру, японские мифы связаны с островным положением страны, мифы американских аборигенов — с их занятиями охотой и собирательством.
Рядом со словом «миф» часто стоит слово «легенда». Оно произошло от латинского legendus, означающее «то, что надо прочитать». Основное различие между мифом и легендой в том, что мифы описывают мир сверхъестественного или священного, а легенды основаны на реально существующих фактах. Иногда эти различия становятся незаметны, как например, в описании деяний пророков или святых.
Тематика мифов обширна, с их помощью люди пыталась объяснить происхождение земли и космоса (космогония), непонятные для них природные явления, проблемы жизни и смерти (эсхатология).
Один из основных вопросов, на который отвечают предания и сказания, это зарождение земли и планет. У многих народов этот процесс представлен в мифах как результат действия сверхъестественной силы, всемогущего существа или богов. До творения была пустота, или же всюду была только вода, или царил бесконечный хаос – таким мир видели древние создатели мифов. Затем сверхъестественная сила создала землю, небо и всех их обитателей. У скандинавов такой силой был великан, у египтян – бог-творец Пта, у шумеров – боги, у индейцев – Великий Небесный Дух. Во многих случаях эти идеи перешли в религиозные учения.
Отдельный вопрос – конец жизни на земле. Древние германцы представляли его как финальную битву богов, индейцы – как превращение людей в звезды после появления на небе звезды смерти. Идеи о финальной битве сил добра и зла, о появлении знамения на небе перед концом света вошли во многие религии, что подтверждает связь мифологии и религии.
Темой многих мифов являлось объяснение происхождения явлений природы, появления животных и растений. Движение планет зачастую связывали с действиями богов: в греческих мифах восход солнца объяснялся появлением на небе колесницы бога Феба. У северо-американских индейцев растение маис (кукуруза) ассоциировалось с образом девушки с шелковистыми волосами.
С возникновением государств появилась потребность в понимании, почему одни люди правят другими. В древних цивилизациях Китая, Египта, Индии, инков и других народов мифы разъясняли, что власть правителей основана на их божественном происхождении.
Значительное место в мифологической тематике отводилось героям, наделенных неведомой силой и сражавшихся с многочисленными врагами. В русской мифологии это богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие. У скандинавов-викингов бог Тор сражался с великанами, олицетворением зла. В английских сказаниях Беовульф воевал с драконами и заплатил своей жизнью за победу над Ужасом-Летающим -по-Ночам.
Иногда на основе мифов учеными делаются фантастические предположения. Например, африканский народ догоны из Республики Мали в мифах рассказывает о прибытии на Землю в «крутящемся ковчеге» неизвестных существ со звезды Сириус, что, по мнению ученых, может свидетельствовать о возможном прибытии пришельцев на Землю.
Этим термином в литературном смысле чаще всего обозначают нереальную историю, основанную на исторических фактах. Всемирно известными являются легенды о Летучем Голландце – корабле - призраке, появление которого фиксировалось в судовых журналов в XVIII-XX столетиях. Легенды о князе Рюрике, приглашенного русами (русскими) на правление, и о князе Олеге, погибшего «от коня своего», вошли в учебники истории и стали темами для литературных произведений.
Герои и сюжеты переходили из мифов и легенд одних народов в сказания других; так произошло с образом короля Артура и историей любви Тристана и Изольды из кельтской мифологии. Образы сказочных существ: эльфов, гномов, великанов, валькирий под разными названиями появились в мировой литературе из скандинавской мифологии. Моргены — водные духи из бретонских и валлийских сказаний, которые принимали женский образ и привлекали людей своей красотой, а затем увлекали их в водную пучину, напоминают русалок из русской мифологии.
Мифы и легенды и сегодня важны для нас. Они представляют ценность как образцы литературного творчества; они дают нам возможность мысленно перенестись в другие времена и другие страны. Они вдохновили поэтов и писателей на создание произведений, которые живут века. Для современного читателя они не менее увлекательны, чем чтение фэнтези.