Как бороться с псевдонаучными статьями в интернете

Опубликовано: 2020-05-25

Как медицинским работникам научиться распознавать ложную и вводящую в заблуждение научную информацию.

Сфабрикованные новости регулярно появляются в СМИ. Мы привыкли к ложным слухам, когда дело касается политиков, знаменитостей или материалов в соцсетях. Но фальшивые новости касаются также фармацевтической индустрии. Пользователи Facebook или Twitter знают, что псевдонаучные статьи, вроде «связь между вакцинами и аутизмом», «вся правда о раке» и прочие «разоблачения», распространяются как вирус, иногда с ужасным исходом.

Это кажется очевидным — всегда проверять информацию. Но проблема в том, что обычный пользователь социальных сетей обычно не ищет первоисточник, читая эти статьи. Даже если есть ссылка.

Или вспомним различные статьи с исследованиями, результаты которых сильно преувеличены или вырваны из контекста. Например, зачем целый час заниматься в тренажерном зале, если можно просто выпить бокал красного вина? Звучит обещающе, но на самом деле это лишь пример сенсационного заголовка.

Это был безобидный пример фейковых новостей, но именно через такие статьи население «познает» фармацевтическую науку.

Очевидно, что представителям фармацевтической отрасли стоит научиться бороться с недостоверной информацией в сети. Но пока не определились со стратегией.

Возникает вопрос: как помочь медицинским работникам, пациентам и их семьям ориентироваться в мире фальшивых новостей?

Недобросовестные СМИ

Проблема не только в авторах. Существует множество сомнительных газет и журналов, где за деньги можно опубликовать что угодно. Вы слышали о статье, напечатанной в «Международном журнале передовых компьютерных технологий» явно без какой-либо проверки? По сути, вся статья состояла из семи слов: «Уберите меня из вашего чертового списка рассылки», и это предложение повторилось в тексте статьи более 800 раз. Автор заплатил за публикацию всего 150 долларов.

Конечно, в подобных журналах, которые взимают деньги с авторов, публикуются не только вышеупомянутые материалы. Но публикация псевдонаучных статеек вместе с качественными исследованиями снижает доверие ко всем материалам подряд.

В апреле 2019 года 43 ученых и издателя из десяти стран встретились в Оттаве, Канада, чтобы обсудить проблему «недобросовестных публикаций». Цель обсуждения — борьба с продажными СМИ и повышение уровня грамотности. Вот, мнение группы о недобросовестных издателях: «Недобросовестные СМИ — это организации, для которых личные интересы важнее научных знаний. Такие масс-медиа публикуют заведомо ложную информацию, недостоверные сведения, не придерживаются принятых издательских и редакционных практик, используют агрессивные и неэтичные методы».

Недобросовестные СМИ в основном ориентированы на ученых, но остальным авторам из других отраслей тоже надо периодически публиковаться и фармацевтам в том числе.

Фармацевты через СМИ распространяют информацию для покупателей, врачей и других медицинских работников. Если данные недостаточно сенсационные, чтобы это опубликовали в авторитетных журналах, то обращают внимание на менее известные журналы. Однако такой выбор может сбить с толку тех медицинских работников, которые привыкли доверять только авторитетным источникам информации о фармацевтических исследованиях.

Как в фармацевтической отрасли борются с фейковыми материалами

Чтобы противостоять псевдонаучной информации в Сети, требуются более эффективные стратегии. Для этого фармацевтическим компаниям необходимо будет получить информацию от всех заинтересованных сторон, включая пациентов и их семьи.

Для сбора информации можно проводить опросы, исследования. Учить пациентов распознавать недостоверную информацию с помощью таких ресурсов как публичные форумы, веб-сайты, рекламные листовки или видеоролики на YouTube. Также эффективны такие онлайн-форматы, как вебинары, асинхронное обучение и клубы виртуальных журналов — такие активности помогают охватить более широкую аудиторию.

Чтобы распознать недобросовестные СМИ, можно проверить, включено ли издание в «Каталог журналов открытого доступа» — это список из 14 000 журналов, где придерживаются высоких стандартов журналистики и редактирования.

И конечно, надо проводить обучение медицинских сотрудников, чтобы они смогли идентифицировать псевдонаучную информацию (или достоверную информацию, опубликованную в некачественных СМИ).

В целом любой подход годится для борьбы с недостоверной информацией в области медицины и фармацевтики. Эта проблема требует нестандартного, творческого мышления и не менее креативных решений.

 

Источник: https://pharmaphorum.com/r-d/views-analysis-r-d/fake-news-and-credibility-in-medical-publishing/

нужен
перевод?
заказать онлайн
+7 (495) 995 7253
info@swan-swan.ru