Судя по внутрикорпоративным объявлениям о работе, Google расширил кадровый состав своей исследовательской группы Brain, занимающейся созданием решений для нужд медицины, и в частности, «возможностей для взаимодействия с врачами нового поколения».
Совместно с Центром Stanford Medicine рабочая группа уже провела исследование, изучающее использование искусственного интеллекта и технологий распознавания голоса для автоматического составления электронных медицинских карт.
Исследуя возможности использования искусственного интеллекта при посещении врача, компания Google набирает сотрудников для реализации первых этапов исследовательского проекта Medical Digital Assist.
В частности, корпорация хочет, чтобы доктора применяли технологии распознавания голоса в ходе внесения записей в историю болезни пациента.
В четырех недавно опубликованных внутрикорпоративных объявлениях о работе, которые просмотрели CNBC, описывается создание «возможностей нового поколения при взаимодействии с врачами» и применение сенсорных и голосовых технологий для повышения точности и доступности медобслуживания.
Проект находится в ведении рабочей группы по вопросам медицинского обслуживания в рамках направления Google Brain, которое входит в состав подразделения Google AI; иногда его называют просто «Medical Brain». Согласно тексту одного из объявлений, он преследует «амбициозную цель» – провести испытания в сотрудничестве с учреждением здравоохранения к концу года.
Скорее всего, в проекте будут задействованы сложные голосовые технологии, которые Google уже применяет в своих продуктах Home, Assistant и Translate.
В прошлом году занимающаяся вопросами медобслуживания рабочая группа Brain, соучредителем которой является Катрин Чоу, руководитель производственного направления, совместно с центром Stanford Medicine запустила исследование «цифрового секретаря», изучая возможности использования средств распознавания речи и машинного обучения в помощь врачам при заполнении электронных медицинских карт данными, полученными в ходе визита пациента. Для врачей это иногда трудоемкий и утомительный процесс. По результатам недавно проведенного опроса, во время своей работы они тратят почти два часа на оформление документации на каждый час непосредственной работы с пациентом.
Как сказал CNBC доктор Стивен Лин, врач, возглавляющий совместное с Google исследование со стороны Стэнфорда, поставленная в совместном проекте задача заключается в создании системы распознавания речи на основе искусственного интеллекта, которая должна внимательно «прислушиваться» к разговору врача и пациента, одновременно формируя из услышанного разговора изложение фактов, имеющих отношение к делу. То есть очень быстро расшифровывать речь.
«Задача оказалась еще более трудной и сложной, чем мы рассчитывали», – говорит он. – «Но, если ее все же удастся решить, это освободит врачей от бумажной работы и вернет их на путь истинных целей медицины – фактического взаимодействия с пациентами».
Точность информации – еще одна большая проблема, ведь простая ошибка – например, если компьютер перепутает «гипер» и «гипо» – может при неудачном стечении обстоятельств стоить пациенту жизни, особенно если врач не проверил сделанные записи внимательно.
Недавние объявления Google о работе свидетельствуют о том, что компания стремится расширить рабочую группу и готова увеличить инвестиции ресурсов в этот проект. В одном объявлении компания ищет ассистента-медика руководителя производственного направления, который бы мог эффективно заключать сделки, в том числе прорабатывая коммерческие и юридические условия.
Представитель Google отказался прокомментировать опубликованные объявления, но указал CNBC на их совместное исследование со Стэнфордом. Рабочая группа Brain по вопросам медобслуживания также сотрудничала с ведущими клиниками, используя возможности машинного обучения для прогнозирования возможного наступления болезней у пациентов.
Концепция и действительность
Лин и Google не обсуждали перевод на коммерческие рельсы инструментов, которые в конечном счете могут появиться в результате их исследования, но он с оптимизмом смотрит на то, что электронные медицинские карты могут стать средством борьбы с профессиональным выгоранием медиков.
«Если бы что-либо подобное действительно существовало, думаю, больницы и врачи с частной практикой готовы были бы прыгнуть выше головы, чтобы заполучить это по любой цене», – говорит он.
Alphabet – не единственная технологическая компания, занимающаяся этой проблемой.
Стартап Augmedix стремится вооружить докторов гарнитурой Google Glass для регистрации взаимодействия с пациентами. «Удаленные секретари» в Бангладеше записывают то, что попадает в камеру устройства, так чтобы эти данные можно было быстро сохранить в медицинской карте.
Президент Augmedix Ян Шакил (Ian Shakil) отметил другую сложность работы с искусственным интеллектом без участия людей: «В реальной жизни обычный пациент перескакивает с одной темы на другую, его взаимодействие с врачом содержит множество невербальных сигналов и т.п.»
Кроме того, корпорация Microsoft создает собственную систему Intelligent Scribe совместно с Медицинским центром Питтсбургского университета. По данным CNBC, в Amazon также работают над созданием технологии по извлечению неструктурированных данных из электронных медицинских карт для выявления неправильного кода или неверного диагноза пациента.
Венчурные компании тоже поддержали целую серию стартапов, также занимающихся проектами по созданию виртуальных помощников с функцией распознавания речи наподобие Alexa для учреждений здравоохранения, например, компании SayKara, Notable и Suki.