6 эпидемий, изменивших историю: часть 1

Опубликовано: 2019-08-02

Автор: Остин Томпсон.

Всем известно об эпидемиях чумы и «испанки», унесших жизнь множества людей по всему миру. Но были и другие эпидемии, пандемии и вспышки болезней, которые изменили историю.

1. Вспышка малярии в Ватикане 1623 г.

Месторасположение: Рим.

Число погибших: Восемь кардиналов и 30 других служителей церкви.

Как изменила историю: Гибель 38 практически незнакомых друг с другом людей в 17 веке, возможно, спасла жизни миллионов людей. В 1623 году кардиналы католической церкви со всего христианского мира собрались, чтобы избрать нового Папу – и вскоре скончались от вспышки малярии. Даже новоизбранный папа Урбан VIII заболел, и смог выздороветь только через два месяца. По легенде, Урбан VIII издал указ о том, чтобы найти лекарство от малярии.

Новость о смертельной болезни распространилась по всей Южной Америке, и миссионеры-иезуиты заметили, что коренные народы используют кору хинного дерева в Андах при ознобе и лихорадке, которые также являются симптомами малярии. Впоследствии наладили поставки «перуанской коры» в Рим, и врачи успешно применяли её для лечения малярии. В 1820 году французские химики выделили хинин, и его активное противопротозойное соединение.

2. Эпидемия оспы в Новой Англии 1721 г.

Месторасположение: Бостон.

Число погибших: 850 человек.

Как повлияла на историю: В начале 18 века влиятельный пуританский проповедник Коттон Мэзер из Бостона прочитал работу о беспрецедентном способе борьбы с оспой при помощи вакцинации. В свою очередь, он поделился своими мыслями с автором. Коттон Мэзер спросил у своего раба Онисима африканского происхождения, болел ли он когда-либо и, по его словам, Онисим ответил: «И да, и нет»; а затем он рассказал, что «перенёс операцию, в результате которой был заражён оспой в лёгкой форме и что теперь она для него не опасна».

Пять лет спустя эпидемия оспы накрыла Бостон. Мэзер настаивал на проведении кампании вакцинации, но многие доктора и жители города не соглашались с ним по религиозным соображениям. Другие же утверждали, что неэтично применять неизвестную методику по отношению к здоровым людям. Один критик даже бросил бомбу в окно Мэзера со словами: «Коттон Мазер, собака, проклинаю тебя! Я привью тебя этим, вирус оспы для тебя». (Бомба не взорвалась). Только один врач, Забдиэль Бойлстон, поддержал Мэзера — он привил своего сына и сотни других людей. По окончании эпидемии он сообщил, что по результатам первого клинического исследования, подтвержденного фактическими данными, умерло лишь 2% из числа вакцинированных пациентов по сравнению с почти 15%, из числа тех, кто этого не сделал. Согласно журналу BMJ Quality & Safety, спустя несколько десятилетий результаты его исследования легли в основу экспериментов Эдварда Дженнера в области применения вакцин. Что же касается Онисима, он получил свободу в 1716 году, при условии, что должен был выполнять домашние работы для Мэзера, по мере необходимости.

3. Эпидемия жёлтой лихорадки в Санто-Доминго 1802 г.

Месторасположение: Современные Гаити.

Число погибших: 29 000 — 55 000 человек.

Как изменила историю: Как и малярия, данная болезнь, переносимая комарами, оказала значительное влияние на отношения между Старым и Новым Светом. В 1791 году рабы и прочие маргинализированные группы во французской колонии Санто-Доминго (ныне Гаити), восстали против гнёта французского правительства, положив начало гаитянской революции. Спустя 11 лет Наполеон Бонапарт отправил своего зятя Чарльза Леклерка и 60 000 солдат навести порядок. Однако французские солдаты тысячами начали умирать от жёлтой лихорадки, и лишь немногие погибли в бою — как, вероятно, и было задумано.

Гаитянский генерал Туссен Лувертюр, один из революционных лидеров, писал своему лейтенанту Жан-Жаку Дессалину: «Не забывайте, что в ожидании наступления сезона дождей, который избавит нас от наших врагов, в качестве оружия мы используем лишь огонь и погромы». Он знал, что эпидемии сезонной жёлтой лихорадки сократят ряды французской армии. Фактически, жёлтая лихорадка унесла жизнь большинства французских солдат, включая Леклерка, изменила ход войны и помогла Гаити добиться независимости от Франции.

Тем не менее, некоторые историки предполагают, что остров Гаити был просто местом сосредоточения многочисленных французских войск. Остров мог послужить отправной точкой для экспедиции по восстановлению контроля над Луизианой, которая была передана Испании в 1762 году и возвращена Франции в период между 1800 и 1802 годами. Но, вероятно, вследствие поражения французов на Гаити Наполеон объявил: «Я отказываюсь от Луизианы. Я оставляю не только Новый Орлеан, но и отдаю все права «на полонию». Благодаря приобретению Луизианы Соединенными Штатами в 1803 году численность молодой нации удвоилось...
 

Продолжение: 6 эпидемий, изменивих историю, часть 2

 

чума, чумной доктор

Читайте также: медицинский перевод

Специально для Бюро медицинских переводов СВАН

нужен
перевод?
заказать онлайн
+7 (495) 995 7253
info@swan-swan.ru