Маркетинговая концепция – это стратегия, которую компании внедряют для удовлетворения нужд покупателей, повышения продаж, максимизации прибыли и победы в конкуренции. Существует пять маркетинговых концепций, которые воплощают организации.
Маркетинг – это отдел управления, которые пытается разработать стратегии для построения прибыльных отношений с целевыми покупателями. Но какую философию лучше выбрать компании в разработке маркетинговых стратегий?
Существует пять альтернативных концепций, в соответствии с которыми организации разрабатывают и выполняют свои маркетинговые стратегии.
5 концепций маркетинга
- Концепция производства,
- Концепция продукции,
- Концепция продаж,
- Концепция маркетинга,
- Концепция социального маркетинга.
Эти концепции описаны ниже:
Концепция производства
Идея концепции производства – «Покупателям нравятся широкодоступные и имеющиеся в наличии продукты». Эта концепция является одним из старейших факторов, на который ориентируется маркетинг, и который направляет покупателей.
Компании, ориентирующиеся на этот фактор, подвергаются крупному риску сузить контроль до собственных операций и упустить из вида настоящую цель.
В большинстве случаев концепция производства может привести к маркетинговой близорукости. Управление сосредоточено на повышении эффективности производства и распространения.
Хотя, в некоторых ситуациях, концепция производства все еще может быть полезной.
Концепция продукции
Концепция продукции утверждает, что потребители предпочитают продукты, которые обладают наилучшими функциями в области качества, производительности и инноваций.
В рамках этой концепции маркетинговые стратегии фокусируются на постоянном усовершенствовании продукции.
Качество и совершенствование продукции являются важными составляющими маркетинговых стратегий, а порой и единственной их частью. Сосредоточенность только на продукции компании также может привести к маркетинговой близорукости.
Например:
Предположим, что компания выпускает лучшие в мире дискеты. Но нужны ли дискеты покупателям?
Покупателям нужно что-то для хранения данных. Это может быть USB-накопитель, SD-карты памяти, внешние жесткие диски и т.п.
Поэтому компания не должна стремиться к тому, чтобы сделать лучшую дискету. Она должна сосредоточиться на том, чтобы удовлетворить нужды покупателей в области хранения данных.
Концепция продаж
Концепция продаж основана на идее, что «покупатели не будут покупать продукцию фирмы в достаточном количестве без масштабных усилий по рекламе и продажам».
Здесь руководство думает о создании торговых сделок, а не о построении долгосрочных и прибыльных отношений с покупателями.
Другими словами:
Цель – продать то, что делает компания, вместо того, чтобы делать то, что хочет рынок. Подобная агрессивная программа продаж создает очень высокие риски.
В концепции продаж маркетолог предполагает, что уговорит покупателя купить продукт, и покупателю он понравится. А если не понравится, покупатель, скорее всего, забудет свое разочарование и позже снова купит этот продукт. Обычно это оказывается очень плохим и затратным предположением.
Как правило, концепция продаж применяется к невостребованным товарам. Невостребованные товары – это те товары, о которых сами покупатели не задумываются, например, страховка или донорство крови.
Эти отрасли должны уметь находить перспективных покупателей и убеждать их в преимуществах продукции.
Концепция маркетинга
Концепция маркетинга подразумевает, что «достижение целей организации зависит от понимания потребностей и желаний целевых рынков, и предоставлении желаемого удовлетворения лучше, чем конкуренты».
Здесь управление маркетингом принимает подход ориентированности на покупателя.
В рамках концепции маркетинга дорогами к продажам и получению прибыли становится фокус на покупателях и их ценности.
Концепция маркетинга является ориентированной на покупателя философией «почувствуй и среагируй». Задаче не в том, чтобы найти правильных покупателей для своего продукта, а наоборот, найти правильный продукт для своих покупателей.
Концепция маркетинга и концепция продаж являются полярными противоположностями.
Различия между концепцией маркетинга и концепцией продаж
|
Начальная точка |
Фокус |
Средства |
Цель |
Концепция маркетинга |
Фабрика |
Существующая продукция |
Продажа и продвижение |
Прибыль через объем продаж |
Концепция продаж |
Рынок |
Нужды покупателя |
Интегрированный маркетинг |
Прибыль через удовлетворенность покупателя |
№ |
Концепция продаж |
Концепция маркетинга |
1 |
Предпринимает масштабные усилия по продаже и продвижению |
Предпринимает следующие действия: изучение рынка |
2 |
Концепция продаж подходит для невостребованных товаров – тех товаров, о которых покупатели обычно не задумываются, например, о страховке или донорстве крови. |
Концепция маркетинга подходит практически для каждого типа продукции и рынка. |
3 |
Фокус концепции продаж начинается на уровне производства. |
Фокус концепции маркетинга начинается с понимания рынка. |
4 |
Любая компания, следующая концепции продаж, принимает на себя высокий риск |
Компании, следующие концепции маркетинга, испытывают меньший риск и неопределенность. |
5 |
Концепция продаж предполагает: «продукт понравится покупателям, которых уговорили его купить. Или, если не понравится, они, возможно, забудут о разочаровании и снова его купят». |
Вместо предположений, концепция маркетинга узнает, что на самом деле нужно покупателю, и действует соответственно. |
6 |
Концепция продаж делает плохие предположения. |
Концепция маркетинга работает на основании фактов, собранных при помощи подхода «ориентация на рынок и покупателя». |
Концепция социального маркетинга
|
Общество (благополучие людей) |
|
|
Концепция социального маркетинга |
|
Покупатели (удовлетворение) |
|
Компании (прибыль) |
Концепция социального маркетинга задается вопросами там, где чистая концепция маркетинга упускает из вида возможные конфликты между сиюминутными желаниями покупателей и их долгосрочным благополучием.
Концепция социального маркетинга утверждает, что «маркетинговая стратегия должна давать покупателям ценность таким образом, чтобы поддерживать или улучшать благополучие и потребителей, и общества».
Она требует устойчивого маркетинга, социально и экологически ответственного, который удовлетворяет текущие нужды потребителей и компаний, но также сохраняет или улучшает способность будущих поколений удовлетворять свои нужды.
Концепция социального маркетинга ставит благополучие людей выше прибыли и удовлетворения желаний.
Уже нажата аварийная кнопка глобального потепления, и нам необходимо переосмыслить, как мы используем наши ресурсы. Поэтому компании медленно, частично или полностью, начинают воплощать концепцию социального маркетинга.
Пример перевода статьи по тематике «Реклама и маркетинг».
Читайте также: Расшифровка аудиозаписей