Мир древнерусской литературы

Опубликовано: 2019-07-05

Былины и народный фольклор, записи монахов без капли лжи, таинственные источники на основе которых выросло древнерусское литературное творчество, а позднее и современная русская литература.

«Былина» и «богатырь»

Термин «былина» был впервые введен в оборот исследователем русского фольклора И.П. Сахаровым в 1839 году; он основан на словах «быть» и «стари́на». Слово «богатырь» произошло от тюркского багадур (батур, батыр – доблестный воин) или от санскритского baghadhara (удачливый). Во всяком случае, оно связано с воинской доблестью.

Художник В.М. Васнецов «Богатыри»

Великое множество русских былин можно разделить на три части по месту происхождения: киевские, новгородские и общерусские. Своеобразие былин – в их языке, ритмичном, напевном и торжественном, где широко используются сравнения, метафоры, гиперболы. Русский мир в былинах предстает как «светел» и «солнечен» с высокими горами, зелеными долинами, быстрыми реками и темными лесами. Мир меняется при приближении врагов, которые приносят с собой темные тучи и туман, солнце и звезды гаснут. Налицо противопоставление темных и светлых сил; богатыри на стороне добра и света.

О чем рассказывают былины

Главная тема былин – жизнь и подвиги богатырей, рассказанная на фоне примечательных эпизодов русской истории. Установлено, что общее число сюжетов не превышало 100; в основном, они сводились к отражению борьбы с иноземными захватчиками (Илья и Калин) или с чудовищами (Добрыня и змей). Есть сюжеты о сватовстве богатырей (Садко), выделяются также сатирические былины (Дюк Степанович). Самым популярным циклом являются былины о трех богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Подробнее о былинах.

Народный фольклор и никакого вымысла!

Кроме народного фольклора, одним из источников, на основе которых выросло древнерусское литературное творчество, была книжная христианская литература, пришедшая из Византии и Болгарии. Одна из особенностей литературы этого времени – это ее «историзм» (Д.С. Лихачев), то есть произведения отражали исторические события; вымысел, с точки зрения христианства, являлся ложью и не допускался в литературных произведениях. Другая особенность – в отсутствии авторства или, другими словами, в неизвестности автора: произведения много раз переписывались, в тексты вносились изменения и дополнения.

Перед летописцами того времени стояла очень трудная задача перенесения устных повествований в письменные литературные произведения. Нужно было по крупицам, на основании преданий, былин, народных сказаний собрать сведения о том, что было в прошлом, и записать происходящие события, не допуская вымысла.

Тайны древнерусской литературы

Уже более полувека ведутся споры еще об одном литературном источнике – так называемой «Велесовой книге», обнаруженной русскими эмигрантами в 1950-х годах в Сан-Франциско, куда она могла быть вывезена во время второй мировой войны. «Книга» представляет собой деревянные дощечки, написанные на нескольких диалектах древнего славянского языка. Подлинность ее не доказана, но если допустить, что это не фальсификация, то начало периода древнерусской литературы отодвинется в глубь веков – во времена до нашей эры, и если станет возможным прочитать весь текст, то станут известны исторические события задолго до летописи монаха Нестора.

В преддверии праздника Ивана Купала читайте также:

Славянские правила и традиции

Тайны древнерусской литературы

Русские былины и богатыри

нужен
перевод?
заказать онлайн
+7 (495) 995 7253
info@swan-swan.ru